У каждого свой Чернобыль
Недавно страна отметила печальную и негромкую дату: 20-летие со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Этому событию была посвящена научно-практическая конференция "Здоровье детей и радиация", состоявшаяся в Москве. Для участия в ней были приглашены представители всех регионов Российской Федерации (потому что в 66 из них проживают дети ликвидаторов аварии и отселенных из зон отчуждения), а также специалисты производственного объединения "Маяк", Южно-Уральского филиала Института биофизики, всех профильных НИИ, гости из Белоруссии, Украины и Японии.
"Сомненья ум наш точат..."
Большинство собравшихся в зале оказывали медицинскую помощь детям как в первые дни после катастрофы, так и на протяжении двух минувших десятилетий. Благодаря энтузиазму и объединению усилий медицинских работников, ученых Белоруссии, Украины, России удалось за короткое время эвакуировать детей и беременных женщин из зоны отчуждения и осуществить полную диспансеризацию детского населения, проживающего в радиационно-загрязненных территориях, а в последующем проводить мониторинг состояния здоровья этих детей.
Все эти годы организующим и связующим звеном была доктор медицинских наук, профессор Лариса Балева, возглавляющая Детский научно-практический центр противорадиационной защиты, созданный на базе Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии Росздрава.
- Страшно вспоминать тот апрель-май, когда все жили в большой тревоге, - говорит Любовь Подчуфарова, в прошлом заместитель заведующего облздравотделом по материнству и детству Тульской области, ныне генеральный директор объединения "Тулапрофкурорт", - как встречали первых прибывших из Припяти детей, и еще толком не знали, что окажется пораженной более половины Тульской области. Никогда не забуду те часы, когда приходилось буквально после работы ехать в Плавск, получивший статус территории с правом на отселение, где трудилось 11 бригад врачей. Мы проводили диспансеризацию, а потом делились своим скромным опытом с коллегами из Брянской области, были и в Новозыбкове, и в Клинцах. Помню, как терзались, что решали, как указаний ждали из Москвы, раздали йод, собрали, вновь раздали. До сих пор "сомненья ум наш точат", как мало знали мы о той беде, но как старались все собрать по крохам, создать банк данных, чтобы помочь потомкам.
- Тогда, действительно, мало знали, - добавляет участница событий тех дней из Калужской области Маргарита Боровикова, - но стихийности в наших действиях не наблюдалось. Работа в командах была пронизана духом высокой ответственности.
- Одной из первых прибыла к нам Лариса Степановна Балева и помогала наладить работу, - поведал первый заместитель директора Департамента здравоохранения Тульской области Станислав Сафронов. - Мы вспоминаем Людмилу Кузьминичну Колосову, Владимира Федоровича Кириллова, Николая Петровича Бочкова, Дину Ильиничну Зелинскую и многих других.
У каждого из тех, кто оказался так или иначе причастным к беде, свой Чернобыль, и каждый внес свою лепту в сохранение здоровья детей. Жаль только, что не всегда это находит достойную оценку. Как сказала Л.Подчуфарова, обидно за многих наших врачей, которым вначале вручили чернобыльские удостоверения, а потом отобрали, позвонив из департамента социальной защиты, сказали, что их надо сдать. Может быть, когда-нибудь вернут снова...
Требуется и дальнейшее изучение
Нередко раздаются голоса, что проблема сегодня себя исчерпала, что вокруг нее больше спекуляций, нежели истинной значимости, что дети выросли, наконец...
Да, те дети, действительно, выросли. Но появились дети детей, внуки ликвидаторов.
- И спустя 20 лет после аварии проблема сохраняет свою актуальность, - считает Лариса Балева. - Прежде всего потому, что значительное число детей продолжает жить в условиях постоянного воздействия радиации. Из них свыше 15 тыс. - в территориях с плотностью загрязнения свыше 15 кюри на квадратный километр, то есть в зоне отселения.
На загрязненных радионуклидами территориях люди до сего дня подвергаются воздействию не одного, а целого ряда повреждающих факторов.
Руководитель общероссийского союза общественных объединений "Чернобыль" Вячеслав Гришин напомнил, что из 190 тонн ядерного топлива 90% было выброшено в атмосферу. Загрязнению радионуклидами подверглись территории многих стран. Радиоактивное облако проследовало вокруг земного шара несколько раз. Поэтому говорить сегодня о том, что последствия чернобыльской трагедии преодолены, преждевременно.
Тем более что в поставарийном периоде выросла заболеваемость у детей, подвергшихся воздействию радиации, почти по всем классам болезней. Особенно это относится к эндокринным заболеваниям, болезням крови и к радиационно-индуцированной патологии: новообразованиям, врожденным аномалиям развития. Распространенность болезней эндокринной системы превышает российский показатель в 5 раз, что определяется патологией щитовидной железы. Увеличивается онкологическая заболеваемость тех органов и систем, которые являются органами-мишенями для воздействия радиационного фактора (органов дыхания, пищеварения, нервной системы). За 10-летний период произошел рост распространенности врожденных аномалий развития в 2 раза, причем если до 1998 г. он определялся пороками системы кровообращения, то с 1999 г. - пороками костно-мышечной системы.
Ученые сформировали по результатам научных исследований комплекс факторов, определяющих неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей, подвергшихся воздействию радиации: это - напряжение и истощение защитно-компенсаторных и адаптационных процессов, повышение чувствительности детей к малым дозам ионизирующей радиации, снижение иммунобиологической реактивности детей, нейроэндокринный дисбаланс, дисфункция щитовидной железы под влиянием радиойода и других радионуклидов. Кроме того, доказано влияние на состояние здоровья детей, подвергшихся воздействию радиации, психоэмоционального напряжения, нарушения рационального питания детей, гипополивитаминозов, микроэлементозов.
Исследования выявили достаточно большой процент патологии женской репродуктивной сферы, которую в определенной степени можно связать с неблагоприятным воздействием радиации, что требует дальнейшего прицельного изучения, разработки схем лечения и профилактики.
Единственный в России
- Проблема радиационной безопасности детского возраста не утратила на сегодняшний день своего практического значения, - считает директор Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Александр Царегородцев. - Медицинские последствия аварии на Чернобыльской АЭС еще в полной мере не оценены, и мы еще не проследили ее влияние на будущие поколения детей. Поэтому и существует в нашем институте Детский научно-практический центр противорадиационной защиты, который работал, работает и будет работать, несмотря на то, что по программе "Дети Чернобыля" он исключен из финансирования. Мы его поддерживаем за счет внутренних резервов, потому что считаем, что тот материал, тот ценный опыт, который накоплен сотрудниками, ни в коем случае не должен быть потерян. На наших еженедельных конференциях в институте Лариса Степановна Балева с коллегами постоянно представляет тяжелые случаи наблюдения, в том числе и наследственных заболеваний, где прослеживается четкая связь с аварией на ЧАЭС.
В созданном в 1991 г. центре противорадиационной защиты разработан единственный в России детский радиационно-эпидемиологический регистр, база данных которого содержит демографо-статистическую информацию в разрезе районов загрязненных радионуклидами территорий, медицинскую информацию по когортам детей с известной дозой на щитовидную железу йода-131 в момент аварии, детей, облученных в разные сроки внутриутробного развития, детей, родившихся от ликвидаторов, детей, эвакуированных из зон отчуждения и отселения, а также результаты длительного мониторинга по данным диспансеризации, сведения по раку щитовидной железы и др. В центре ежегодно проходят обследование и лечение с учетом специфики радиационного воздействия и характера патологии свыше 1000 детей и матерей (клиника работает по принципу "мать и дитя").
Его сотрудники на протяжении всего периода со дня аварии участвуют в проведении диспансеризации на загрязненных территориях, во время которой определяется уровень наблюдения, проводится отбор больных с тяжелой патологией для обследования и лечения в федеральных учреждениях. В центре ежегодно анализируются полученные данные.
Словом, Детский научно-практический центр противорадиационной защиты является на сегодняшний день единственным учреждением педиатрического профиля в РФ, оказывающим и организующим высококвалифицированную диагностическую, консультативную и лечебно-профилактическую помощь детям, подвергшимся радиационному воздействию. Однако ему самому финансово помочь сегодня некому. Вот парадокс.
Хорошая была программа...
По словам Л.Балевой, две государственно важные составляющие явились гарантом медико-социальной защиты детского населения. Это Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", статья 25-ая, которая отражала интересы детей, и Федеральная программа "Дети Чернобыля". Последняя существовала 12 лет. В ходе ее реализации удалось не только создать условия для эффективного медицинского наблюдения за детьми, оздоровления и реабилитации, но и сдерживать негативное влияние радиации на здоровье детей. Кстати, в настоящее время под диспансерным наблюдением в четырех наиболее загрязненных территориях находятся около 249 тыс. детей.
По мнению Елены Темниковой, начальника отдела Министерства здравоохранения и социального развития Правительства Калужской области, программа "Дети Чернобыля" внесла огромный вклад в сохранение здоровья детского населения, в минимизацию последствий радиационного фактора на их здоровье. Так, только в Калужской области за годы ее действия удалось обеспечить детское население специализированной и высококвалифицированной помощью, приблизить ее к отдаленным сельским районам. Улучшена материально-техническая база ЛПУ. Ежегодно 10 тыс. детей области получали терапию, направленную на повышение адаптационных возможностей организма, 300 детей - заместительную терапию по поводу заболевания щитовидной железы, 23 детям в те трудные времена, когда было очень сложно получить высоко технологичную помощь, эта помощь была оплачена за счет программы "Дети Чернобыля". На выше перечисленные мероприятия только из средств федерального бюджета за годы действия программы было привлечено 17,8 млн руб.
К сожалению, в 2002 г. программа "Дети Чернобыля" была закрыта, хотя необходимость в ней сохраняется самая насущная, подчеркивали участники конференции.
- Жаль, что она прекратила свое существование, - сожалеет Л.Балева. - Считаю, что эти дети нуждаются в особой защите государства, потому что пострадали они не по своей собственной вине.
По этой же причине важнейшей задачей является совершенствование действующего чернобыльского законодательства и других законодательных актов, затрагивающих интересы граждан, пострадавших от радиационных аварий, катастроф и при испытании ядерного оружия. Закон № 122 серьезно уменьшил гарантии, в том числе и для детской части населения, пострадавшей от чернобыльской трагедии.
Одного энтузиазма мало
Сегодня, 20 лет спустя, учеными и специалистами определен ряд комплексных вопросов, для решения которых необходимы многолетние, планомерные и активные меры. О важности контролировать здоровье детей последующих поколений говорилось во многих выступлениях.
Как отмечалось в докладе генетика Петра Новикова, одним из неблагоприятных радиационных воздействий на детский организм является индуцированный мутагенез, ведущий к накоплению мутаций, появлению различных форм наследственных заболеваний и врожденных пороков развития. Это диктует необходимость постоянного наблюдения за состоянием генетического здоровья детского населения, проживающего в неблагополучных регионах. Для окончательного выявления причинно-следственных связей радиационно-обусловленной патологии, по мнению П.Новикова, необходим длительный мониторинг состояния генетического здоровья детского населения с верификацией наследственных дефектов и формированием базы данных о здоровье детей, проживающих на загрязненных территориях. Генетические последствия, считают ученые, проявятся через десятки поколений, а не через одно-два.
Очевидна необходимость продолжения комплекса мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья детей, подвергшихся радиационному воздействию, а также потомков первого и второго поколений облученных родителей, своевременное выявление и адекватное лечение соматической патологии.
Дети заслуживают особого внимания, так как они относятся к группе наиболее чувствительных к радиационному воздействию, вследствие активного роста тканей, незрелости и отсутствия сбалансированности регуляторных механизмов, напряженности иммунитета. В связи с этим программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г." должна быть дополнена комплексом мероприятий по наиболее приоритетным направлениям медико-социальной помощи детям. Пока в ней нет детского блока, а это очень плохо. Потому что специалисты не могут бесконечно продолжать работу на одном энтузиазме, тем более что обследование детей очень дорогое. Те же, например, генетические исследования...
Период полураспада цезия-137 составляет 30 лет. Следовательно, проблема будет оставаться актуальной еще долгие годы.
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. "МГ".